НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ

15 апреля 2020г.

Селекция новых короткостебельных сортов ржи и тритикале станет быстрее благодаря разработке молекулярного маркера

В лаборатории прикладной геномики и частной селекции разработан новый маркер на ген короткостебельности ржи. Короткостебельность – хозяйственно-ценный признак злаковых культур, предотвращающий полегание растений в неблагоприятных условиях. Создание короткостебельных сортов стало одним из элементов “Зеленой революции”, повысившей продуктивность сельского хозяйства. Ген Ddw1, один из аллелей которого обеспечивает короткостебельность, был открыт российским ученым В.Д. Кобылянским в 70-х годах прошлого века при изучении низкорослого мутанта ржи. Постепенно этот ген был введён в новые сорта ржи, а в последнее время все активнее используется в селекции тритикале (амфидиплоидный гибрид ржи и пшеницы). Однако до последнего времени не существовало практичного молекулярного маркера аллеля короткостебельности Ddw1, что мешало проведению селекции при помощи маркеров (marker-assisted selection), современному молекулярно-генетическому подходу для получения новых сортов растений.

Эта задача была решена в лаборатории прикладной геномики и частной селекции сельскохозяйственных растений ВНИИ сельскохозяйственной биотехнологии. С помощью технологии разрезания амплифицированных полиморфных последовательностей (CAPS) был разработан молекулярный маркер, позволяющий определить, имеется ли в растении аллель гена короткостебельности Ddw1, и является ли растение гомо- или гетерозиготным по этому аллелю. Для его определения требуется лишь небольшой фрагмент любой части растения. Это позволяет тестировать растения на любой стадии роста, и не мешает дальнейшему росту растений уже с возраста недельных – двухнедельных проростков. Технология CAPS обеспечивает надежный результат при использовании базового молекулярно-биологического оборудования, имеющегося в любой генетической лаборатории. Это отличает данный метод от предложенного ранее финскими учеными подхода, который требовал дорогостоящее оборудование, но при этом в ряде случаев не мог достоверно отличить гомозиготы по гену Ddw1 от гетерозигот, что критично при проведении селекции.

Результаты исследований и описание метода опубликованы в журнале «Agriculture» издательства MDPI в статье “Удобный ко-доминантный маркер аллеля короткостебельности Ddw1 для использования в селекции с помощью маркеров”.

Litvinov DY, Chernook AG, Kroupin PY, Bazhenov MS, Karlov GI, Avdeev SM, Divashuk MG. A Convenient Co-Dominant Marker for Height-Reducing Ddw1 Allele Useful for Marker-Assisted Selection. Agriculture 2020, 10, 110. DOI: 10.3390/agriculture10040110